Идентификация и регистрация животных в ЕАЭС
Идентификация и регистрация животных в ЕАЭС
Еще фото

Автор (ы):  Андрей Розстальный, представитель регионального бюро FAO по Европе и Центральной Азии, специалист в области животноводства и охраны здоровья животных

Понятие идентификация животных включает идентификацию и регистрацию животного в отдельности, с уникальным идентификатором, или коллективно, посредством эпизоотической единицы или группы, с уникальным идентификатором группы.

Система идентификации животных включает идентификацию  учреждения  либо  лица, ответственного за животных, перемещения и другие за- писи, касающиеся идентификации животных.

Прослеживание – это способность прослеживать животное или группу животных на всех этапах его жизни (ред.: определение МЭБ/ВОЗ).

Идентификация животного выполняет множество функций: улучшение генетики (учет производительности, учет схем искусственного осеменения), менеджмент фермы, управление биоразнообразием, подтверждение собственности животного, статистика, борьба с кражами, выплата страховки. А также и то, чему FAO уделяет значительное внимание: сохранение тех пород, которые исчезают, профилактику и борьбу с зоонозными и особенно опасными заболеваниями.

Это особенно актуально для здоровья человека и животных, после появления губчатой энцефалопатии крупного рогатого скота в Европе, а также других вспышек болезней, таких как ящур. Прослеживание и контроль передвижения продуктов и отзыв опасных продуктов на любом этапе цепочки играет важную роль. Это дает возможности для международной торговли, доступ к рынкам продуктов высокого качества и по высокой цене, обеспечивает справедливую практику в торговле пищевыми продуктами, реализует соглашение по тарифным барьерам торговли ВТО, защищает от мошенничества на рынке и необоснованных претензий к продукции, например к продуктам с географическим обозначением, предоставляет знание качества продуктов.

На национальном уровне это входит в компетенцию организаций животноводов и селекционеров, ветеринарных учреждений, которые занимаются прослеживанием как животных, так и продукции для обеспечения здоровья человека.

На международном уровне разработаны стандарты МЭБ (OIE), Codex Alimentarius, ФАО/ВОЗ, ICAR.

Кроме того, частный сектор розничной торговли и пищевая промышленность устанавливают свои внутренние стандарты по идентификации и прослеживаемости продукции. Что касается помощи странам в выполнении этих стандартов, то в этом большую роль играет FAO (Продовольственная сельскохозяйственная организация ООН), а также финансовые учреждения, такие как Мировой банк, которые предоставляют кредиты для помощи странам в выполнении этих стандартов.

Зачем нужна идентификация прослеживания животных? Мы считаем, что идентификация прослеживания влияет на улучшение животноводства и производство продукции, включая разведение, обеспечивает здоровье человека и животных. И, как правило, это все направлено на одну цель – борьбу с бедностью и голодом, потому что основная цель FAO – это борьба с бедностью и голодом. Мы считаем, что идентификация и регистрация животных содействуют этой глобальной  цели. 

Что касается элементов системы идентификации прослеживаемости животных (ИПЖ), то она включает в себя три компонента: это идентификация места или ферм, где размещены животные, идентификация самих животных и прослеживание перемещений между различными учреждениями. Для стран, которые хотели бы построить систему ИПЖ важно учесть, что не существует какой-либо заготовки или готового решения, которое можно было бы скопировать при внедрении системы. Построение национальной технической компетентности в рамках национальных институтов является необходимым условием для того, чтобы эта система была эффективна. Также очень важно автономное  планирование и эксплуатация системы.

Для обеспечения работы системы на национальном уровне нужно иметь общее первичное законодательство, а именно отдельный закон об идентификации и прослеживании животных или же дополнительные статьи в уже существующем законе о ветеринарии. Также нужно определиться с компетентным органом и его функцией. Как правило, во многих странах это ветеринарные службы либо компетентный орган, который занимается пищевой безопасностью.

Необходима разработка вторичного законодательства, т.е. свода правил идентификации для каждого вида. Позже, в процессе внедрения, есть возможность вводить поправки и изменения как во вторичное, так и в первичное законодательство.

Проектирование системы основано на 4-х уровнях:

• Средства идентификации. Как правило, страны начинают внедрение системы с более дешевых и простых пластиковых ушных бирок. В некоторых случаях страны применяют радиочастотные ушные бирки, болюсы и другие средства индивидуальной идентификации.

• Организация сбора данных. При этом могут использоваться контрактированные полевые операторы, это могут быть бывшие зоотехники или ветеринары, либо другие лица, которые проводят идентификацию или вводят в базу данных информацию.

• Коммуникация событий ИПЖ в центральную базу. Здесь нужно учитывать гибкий подход различных стратегий в плане выбора технологий ввода данных (бумажные носители, сканеры, радиочастотные считывающие устройства, мобильные телефоны). Важно обратить внимание на минимизацию медиа-перерывов для максимальной надежности данных.

• Организация проверки  достоверности  данных  и внесение поправок. Она должна включать в себя три уровня: полевой (на уровне фермы), областной и национальный.

Стоимость внедрения системы ИПЖ является ключевым аспектом. Расходы по внедрению часто недооцениваются. Нужно обязательно учесть стоимость установки системы (ИТ решения, оборудование, ушные бирки или другие средства идентификации, документы, общественная осведомленность и обучение), средства для поддержания системы (отдел ИПЖ, полевые службы, контрольные службы, ушные бирки или другие приспособления для идентификации, коммуникация, документы), расходы на вовлечение других сторон для соответствия системе ИПЖ (животноводы, убойные и мясоперерабатывающие предприятия, животноводческие рынки).

Кроме того, важно тщательно подготовиться к внедрению системы. Существуют этапы планирования подготовки к внедрению и развертыванию системы на национальном уровне.

Этап планирования включает предварительные исследования, в том числе экономические и технические, разработку стратегического плана, разработку юридической базы, институциональное развитие и управление, анализ затрат и выгод (финансирование), операционные процедуры и собственно технический дизайн системы.

На этапе подготовки необходимо провести закупку компонентов системы, установление подразделения ИПЖ и обучение всех вовлеченных сторон, контрактирование полевых операторов, разработку программного обеспечения, инсталяцию оборудования и программного обеспечения, подготовку руководств и инструкций, обучение, коммуникации и связи с общественностью, подготовку планов действий с указанием детального плана реализации (график, персонал и финансовые ресурсы, органы и проверки договоренностей).

Этап внедрения лучше всего начинать с одной компании. Необходимо в максимально короткие сроки провести регистрацию, биркование и первичную регистрацию животных. Как правило, система начинает внедряться с пилотной области, потом переходит на регион, а затем уже вводится на национальном уровне.

Также на этапе внедрения необходимо обеспечить устойчивые текущие операций по учету перемещения животных. Сюда входит регулярная регистрация рождения и перемещения, мониторинг системы, внедрение мер контроля ИПЖ, основанных на анализе рисков данных о животных, разделение затрат между другими заинтересованными лицами (владельцами).


Назад в раздел