О развитии интеграции в агропромышленном комплексе государств-членов Евразийского экономического союза
О развитии интеграции в агропромышленном комплексе государств-членов Евразийского экономического союза

Автор (ы):  Роман Ромашкин, врио директора департамента агропромышленной политики ЕЭК

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий регулирующий орган стран ЕАЭС. В течение пяти лет был пройден путь от создания Таможенного союза (2010 г.) к Единому экономическому пространству (2012 г.) и с 2015 г. – к ЕАЭС. Пять государств являются членами этого регионального интеграционного объединения.

Деятельность ЕЭК направлена на то, чтобы координировать работу по реализации четырех свобод на нашем экономическом пространстве: свободу движения капитала, свободу движения товаров, услуг, рабочей силы и плюс ко всему добавляется необходимость проведения скоординированной, согласованной и в отдельных отраслях единой политики.

Союз – это рынок с 180-миллионным населением, совокупным валовым внутренним продуктом более 2 трлн долларов, что дает определенные преимущества интегрирующим экономикам.

С момента создания ТС наблюдаются положительные тенденции динамики производства сельскохозяйственных товаров, совокупный прирост   производства   составил   30%, увеличиваются объемы и взаимной торговли. В 2014 г. взаимная торговля достигла 8 млрд долларов, но и в то же время страны сохраняют высокую зависимость от импорта. Это касается, например, растениеводческой продукции.

В животноводческом секторе положительная тенденция отмечается на рынках свинины, мяса птицы – производство растет, объем импорта снижается. Сложная ситуация остается по говядине: вместе с сокращением объемов импорта падает и собственное производство. И наиболее сложная ситуация на рынке молока – падает производство на фоне роста объемов импорта.

Сохраняется зависимость от импорта готовых товаров, а также значительная зависимость от импорта ресурсов и средств производства, используемых в сельском хозяйстве. Импорт ресурсов для сельского хозяйства постоянно растет, за период 2010-2014 гг. он составил более 4 млрд долларов. Импортоемкость продукции составляет в целом по союзу 7,5%.

Наибольшие объемы импорта приходятся на корма и кормовые добавки.

В этих условиях в государствах реализуется согласованная агропромышленная политика. Направления, цели, задачи реализации согласованной агропромышленной политики зафиксированы в договоре о Евразийском экономическом союзе, который вступил в действие с начала этого года.

За этот год ЕЭК разработана методология прогнозов, в том числе и по животноводческим товарам. Для анализа были собраны и спрогнозированы данные по производству, потреблению, импорту и  экспорту на 2013-2016 гг. На территории государств-членов ЕАЭС в 2016 г. планируется снижение импорта мяса и мясопродуктов до 1,5 млн тонн, молока – до 5,9 млн тонн. Также для всех стран характерно наращивание объемов производства по основным видам продовольствия,  увеличение взаимной торговли и импорта.

В животноводческом секторе сторонами разработан проект соглашения о политике в области племенного животноводства. Данное соглашение регулирует отношения, связанные с перемещением племенной продукции между государствами-членами, и направлено на унификацию требований и методик, применяемых при разведении племенных животных. Проект документа почти готов, и высока вероятность, что уже в этом году он будет рассмотрен на коллегии ЕЭК и отправлен на внутригосударственное согласование.

Сегодня в странах союза правовое регулирование отрасли племенного животноводства осуществляется национальными законами о племенном деле  в животноводстве. Их анализ показал, что действующие  селекционные  требования,  применяемые в процессе разведения племенных животных, методики оценки племенной ценности имеют различия. Племенные свидетельства, выданные уполномоченными органами сторон, также содержат различия обязательных показателей, характеризующих племенную продукцию, что является некоторым барьером для осуществления взаимных поставок племенной продукции. Для того чтобы унифицировать подходы в области племенного животноводства, был создан данный проект соглашения, предполагающий разработку сторонами нижеперечисленных документов.

Документ о порядке проведения генетической экспертизы племенной продукции позволит определить   порядок  проведения генетической экспертизы, достоверности происхождения и наличие генетических аномалий племенных сельскохозяйственных животных. Он предусматривает согласованный сторонами перечень показателей, при наличии которых страны взаимно признают свидетельство генетической экспертизы. Генетическая экспертиза будет обязательна для тех животных, которые перемещаются на территории ЕАЭС.

Следующий документ касается порядка проведения апробации созданных новых типов, пород, кроссов сельскохозяйственных животных и предусматривает наличие единых требований к качеству селекционных достижений.

Разработан перечень показателей, при наличии которых страны взаимно признают племенные свидетельства на крупный рогатый скот молочного направления продуктивности, свиней, овец, лошадей. Кроме того, предусматривается разработка единых методик оценки племенной ценности племенных животных, в частности, переход на индексную оценку племенной ценности. Сегодня только в Республике Беларусь применяют данную методику, остальные стороны базируются на использовании бонитировки.

Предусматривается обмен сведениями, включающими необходимую информацию из национальных реестров племенных животных и реестров селекционных достижений, допущенных к использованию в странах ЕАЭС через подсистему интегрирования информационной системы внешней торговли. 

В данном соглашении предусматривается разработка сторонами международного договора о создании Евразийского координационно-аналитического центра племенной работы. Целью данной работы является внедрение инновационных технологий в животноводческую отрасль и координация государств-членов при проведении геномной селекции. В задачу центра входит разработка и апробация унифицированной методологии генотипирования животных референтных популяций и разработка геометрической модели определения генетической ценности животных на основе данных генотипирования и индекса племенной ценности. Ожидается, что центр позволит обеспечить возможность повышения генетического и продуктивного потенциала животных в соответствии с международными системами оценки качества племенной продукции, и это придаст определенный импульс, позволит усилить селекционный нажим в племенной работе.

Важное направление в реализации согласованной агропромышленной политики – сотрудничество сторон в научно-инновационной сфере. Сформирован перечень научно-исследовательских тематик в агропромышленной сфере, представляющий взаимный интерес. Подобное сотрудничество позволит исключить дублирование разработок, повысит результативность использования научного потенциала в странах союза. Общими направлениями научных исследований  являются  инновационные  проекты  в  области  растениеводства,  животноводства, ветеринарии, биотехнологии, а также экономики. Необходимо отметить работы по разработке единой системы оценки племенной ценности и методов геномной селекции племенных животных на основе биотехнологических подходов.

Продолжается диалог с представителями науки по реализации совместных проектов. Например, есть интересные предложения по разработке новых фармпрепаратов на основе интерферонов и биологически активных веществ. Таким образом, реализация всех перечисленных механизмов и инструментов согласованной агропромышленной политики будет способствовать повышению устойчивости развития реального сектора экономики стран-участниц.

Назад в раздел