Ключевая задача
Ключевая задача
Еще фото

В конференции приняли участие представители Министерств сельского хозяйства Беларуси, Казахстана, России, Финляндии, Дании, Латвии, Молдовы, Азербайджана, Болгарии.

Вопросы идентификации сельскохозяйственных животных актуальны для всех стран с развитой отраслью животноводства. Во многих из них уже созданы и активно используются национальные системы учета животных. Россия же к их числу пока не относится, что мешает обеспечению национальной продовольственной безопасности.

Обращаясь к членам конференции в своем приветственном письме, министр сельского хозяйства РФ Николай Фёдоров подчеркнул, что отсутствие системы идентификации учета сельскохозяйственных животных не только приводит к искажению данных о поголовье, но и создает препятствия для селекционной работы и племенного животноводства, ослабляет эффективность противоэпизоотических мероприятий, тормозит развитие международной торговли животными, продуктами животного про­исхождения. Поэтому создание на основе современных технологий единой государственной информационной системы идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных – одна из ключевых задач. Также министр отметил тот факт, что уже сейчас в Министерстве сельского хозяйства РФ ведется подготовка необходимых для этого нормативных правовых актов.

«ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖИВОТНЫХ УНИКАЛЬНА»

Ганс Вилминк

президент ICAR

ICAR – это всемирная международная организация, занимающаяся вопросами стандартизации, учета, отслеживаемости крупного рогатого скота, а также вопросами генетической селекции.

Членом нашей организации могут быть государственные учреждения и агентства, которые обслуживают интересы сельхозпроизводителей, племенные хозяйства, сельхозпроизводители. Информация о том, как стать членом нашей организации, есть на сайте ikar.org.

С большим удовлетворением отмечаю, что РФ является членом ICAR и, соответственно, это еще более усиливает наш международный статус. Мы работаем с 57 странами, всего в организации – 106 членов, из них 75 являются полными членами, 31 ассоциированными. У тех, кто имеет полное членство, есть право голосования, у ас­социированных членов таких прав нет. У нас есть 12 рабочих групп в рамках организации и у каждой из них есть подкомитеты, где решаются различные технические вопросы. А также привлечены эксперты, которые работают по всем областям, в том числе и по вопросам доидентификации и генетической работы.

В мире есть несколько международных организаций, регулирующих нормативные вопросы и рекомендации по идентификации животных. Помимо ICAR существуют также ISO (Международная организация по стандартизации), FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и OIE (Всемирная организация здра­воохранения животных). Все они, так или иначе, участвуют в вопросах стандартизации и сертификации, где ICAR и ISO играют наиболее важную роль в вопросах идентифи­кации животных.

ISO – международная организация по стандартизации, работающая по всем отраслям сельского хозяйства и имеющая несколько стандартов по электронной идентификации. Это стандарты по кодовой структуре идентификации, техническим концепциям, по тестированию устройств идентификации животных, по инъекциям и продвинутым транспондерам. Данные стандарты не бесплатны.

ICAR – авторизованная организация ISO по вопросам электронной идентификации.

Цель ICAR состоит в том, чтобы предоставлять тесты, сертифицировать IT-устройства, которые пошли бы на пользу конечным пользователям. Мы осуществляем контроль над качеством электронных устройств и систем идентификации, чтобы фермеры и сельхозпроизводители могли на них полагаться. Кроме того, мы регулируем вопросы тестирования. Каждая страна, конечно, производит свои тесты, но гораздо лучше, если это будет происходить на международном уровне, чтобы снизить издержки. Можно быть уверенными в том, что те устройства, которые выводятся на рынок, работоспособны, надежны, и фермеры могут ими пользоваться.

Базовые правила ICAR состоят в том, что идентификация животных должна носить уникальный характер. Идентификация животных не может быть повторно использо­вана. Если животное умерло – не нужно повторно использовать тот же самый источник идентификации. Также важно, чтобы номер был видимым, читаемым для фермера.

Если речь идет о племенной работе, то мы понимаем, что это уникальный номер, который есть только у этого животного и больше ни у какого другого. Тогда не возникнет никаких проблем с перехлестом данных и тому подобные вопросы.

В том случае если теряется ID, нужно заменить его тем же самым номером. С точки зрения экспорта и импорта, важно придерживаться изначального номера по каждому животному, чтобы понимать, какое это животное. Когда не было данной системы уникальной идентификации, то мы делали двойную-тройную работу, у нас были примеры животных, у которых имелись непонятные имена, и они находились в системе. Самое лучшее, если есть уникальный номер по каждому животному, используемый на международном уровне, тогда не возникнет конфликта данных.

Очень важно, чтобы системы идентификации были тестированы и сертифицированы. У ICAR есть 4 центра по тестированию систем идентификации в Дании, во Франции и в Германии.

Предварительное тестирование – это быстрые и дешевые испытания, для того чтобы узнать, хорош ли продукт, каково качество, отвечает ли он заявленным спецификациям и стандартам. Тест можно выполнить достаточно быстро, он недорог в исполнении и вы по крайней мере будете знать, что ситуация под контролем. Все бирки должны быть сертифицированы ICAR.

Собственно лабораторное тестирование носит более тщательный и основательный характер. Конечно, здесь расходуется больше времени и денег, но тем не менее мы хо­тим убедиться, что если у нас есть электронная бирка, то она надежна и читаема, даже после того как прошло много времени (период использования – до 10 лет), может пе­реносить различные климатические условия. На пастбищах может быть очень жарко – до +40°, а может быть холодно – до -20°-30°), поэтому надежность бирок играет важную роль.

Очень важно, чтобы система идентификации была надежной, понятной, универсальной, использовалась бы по всему миру – и это является зоной ответственности ICAR.

«НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ»

Василий Казакевич

директор департамента агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии

В современной действительности правила учета, идентификации и прослеживаемости продуктивных животных актуальны как никогда. Это связано с развитием междуна­родной торговли животными и продуктами животного происхождения, а также с возросшей плотностью популяций домашних животных, повышением мобильности деятельности, связанной с разведением и выращиванием животных. В этих условиях непременным требованием к методам идентификации сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения является прослеживаемость их происхождения и перемещения.

В последнее время в мире большое внимание уделяется вопросам пищевой безопасности. Одним из наиболее эффективных способов контроля безопасности продовольственного сырья животного происхождения, предназначенного в пищу людям, является реализация схемы контроля from stable to table («от стойла до стола»). При этом контроль должен обеспечиваться на каждом этапе пищевой цепи: начиная с рождения животного, методов лечения или профилактики с использованием лекарственных средств, способов его убоя, переработки сырья, условий транспортировки, хранения, реализации и заканчивая контролем качества и безо­пасности готовой продукции, которая попадает к потребителю.

При этом одной из главных задач является формирование базы данных, позволяющей проследить происхождение, передвижение, применение не только самого животного, но и полученной от него продукции в режиме, максимально приближенном к реальному времени. Реализация согласованных подходов по идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения гарантирует выполнение в полном объеме требований к пищевой безопасности в современных условиях.

Законодательство многих стран мира требует идентификации и регистрации всех сельскохозяйственных животных – крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец, коз и т.д. Например, крупный рогатый скот должен сопровождаться паспортом и соответствующим сертификатом здоровья животного, а главное – животные должны быть идентифицированы специальными идентичными бирками на каждом ухе. Процедура электронной идентификации животных существует в мире более двадцати лет. Практически вся Европа идентифицирует сельскохозяйственных животных – это стало нормой. Кроме того, во многих странах мира на базе идентификации животных уже созданы системы контроля и мониторинга. Наличие у животного уникального номера также незаменимо для исследовательской работы, поскольку помогает идентифицировать любое животное. Природоохранные организации с помощью системы идентификации проводят контроль над миграцией диких животных.

Что касается практического осуществления прослеживаемости происхождения животноводческой продукции по обратной схеме «от стола до стойла», то в ряде стран Евросоюза, США, Канаде и других государствах применяются различные способы нанесения маркировки в виде штрих-кода, содержащего всю необходимую информацию о конкретном продукте. Возможность такого прослеживания является ос­новополагающим принципом производства в пищевой промышленности.

Так, европейские правила идентификации животных составили фундаментальную часть пищевого законодательства Евросоюза, а именно систему, позволяющую управлять различными коммерческими и ветеринарными аспектами животноводства. Директивы Евросоюза, регламентирующие условия торговли при экспортно-импортных операциях с животными, требуют наличия идентификационного номера у животного, позволяющего определить происхождение и условия его содержания в целях безо­пасности потенциальной продукции животного происхождения.

В Российской Федерации учет сельскохозяйственных животных регламентирован Федеральным законом от 3 августа 1995 г. N 123-ФЗ «О племенном животноводстве». В настоящее время разрабатывается проект Национальной системы учета сельскохозяйственных животных и сырья животного происхождения.

С целью унификации законодательств государств-членов Таможенного союза, выработки согласованности позиций, Евразийской экономической комиссией совмес­тно со сторонами проводится работа по подготовке проекта Положения о согласованных подходах при проведении идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения на территориях государств-членов ТС и ЕЭП.

Проект Положения предполагает установить согласованные подходы к формированию системы идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения на территории государств-членов ТС и ЕЭП, исходя из следующих принципов:

• создание правовой базы, регламентирующей проведение идентификации сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения в со­ответствии с международными требованиями;

• выбор системы идентификации сельскохозяйственных животных должен быть с учётом технологии выращивания, содержания, перемещения и реализации сель­скохозяйственных животных и продукции животного происхождения;

• соблюдение взаимосвязи между трассировкой сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения для обеспечения прослеживаемости по всему циклу ведения животноводства и производства продукции животного происхождения. Проектом Положения предусмотрено создание национальных баз данных по идентификации животных, которые должны стать составной частью интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Предлагаемая проектом Положения о согласованных подходах процедура идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продуктов животного происхождения должна обеспечить эффективный механизм осуществления регистрации с учетом национальных законодательств Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации.

Что касается социально-экономических, юридических и иных последствий реализации будущего Положения, то вступление его в силу позволит повысить эффективность системы учета животных, а также правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, защиту экономики на территории государств-членов ТС и ЕЭП от отрицательных последствий недостоверных сведений о животных и продукции животного происхождения.

Принятие Положения приведет также к положительным социально-экономическим последствиям, т.к. обеспечение единства измерений является условием получения до­стоверной информации о качестве и свойствах продукции животного происхождения при совершении торговых операций.

Юридические последствия принятия Положения заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения, в устранении пробелов и противоречий, имеющихся в действующих законодательствах государств-членов Таможенного союза.

Таким образом, следует отметить, что к настоящему времени на территории Таможенного союза уже созрело четкое понимание необходимости создания целостной системы идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения, в первую очередь – продуктов пи­тания. Очевидно, что решение этой проблемы потребует реализации крупномасштабного проекта, который затронет ряд хозяйственных отраслей, деятельность и интересы миллионов людей, потребует некоторой ревизии законодательной базы и существенных финансовых затрат.

Вместе с тем, нет сомнений, что реализация подобного проекта сделает более конкурентоспособной продукцию животноводства, повысит уровень защиты в плане биологической безопасности животных, экологии окружающей среды, а также переведет на совершенно новый уровень безопасность питания граждан.

Особенно это важно с учетом вступления всех стран Таможенного союза в ВТО и перспективами освоения нашими производителями новых рынков сбыта животно­водческой продукции.

«МЫ НАСТАИВАЕМ НА ВВЕДЕНИИ...»

Серхио Павон

ответственный за идентификацию и прослеживаемость животных Генеральной дирекции по защите здоровья и прав потребителей

Одна из самых развитых систем идентификации и учета сельскохозяйственных животных на данный момент существует в Европейском союзе. Данная система объединяет базы данных 28 стран-членов ЕС, каждый из которых самостоятельно осуществляет контроль над выполнением единых европейских правил, действующих в сфере животноводства, и предоставляет всю необходимую информацию наднациональным структурам в Брюссель. Благодаря этому европейские потребители могут проследить всю историю продукта, который они приобретают в магазине, буквально «от стойла до стола», – это является основной целью введения системы идентификации сельскохозяйственных животных.

Проблема бешенства животных в ЕС появилась в 90-е годы. Необходимо было ее решать, чтобы обеспечить уверенность потребителей. Каждому животному ввели ID-номер либо паспорт и передвижение животного с фермы на ферму в обязательном порядке фиксировалось и отражалось в паспорте животного с сохранением в компьютерной базе.

Одним из важных аспектов сотрудничества в сфере развития систем идентификации является соблюдение принципа регионализации, когда в случае эпидемии в одном регионе страны торговый партнер блокирует поступление продукции только из этого района, а не всей страны. Таким образом, сотрудничество в сфере создания новых систем учета является залогом развития торговых связей, снижения рисков заболеваемости сельскохозяйственных животных и, в конечном счете, повышения ка­чества жизни населения.

Многие страны мира заявляют о своем желании создать систему идентификации, например латино-американские страны. Они просят совета у нас, стоит или не стоит им этим заниматься. Мой ответ: однозначно стоит! Потому что благодаря этой системе мы решаем сразу нескольких проблем: снижение рисков заболеваемости сельскохо­зяйственных животных, повышение качества жизни населения, развитие торговых связей. Все эти плюсы перекрывают один минус, а именно то, что введение данной системы идентификации требует определенных финансовых вложений.

10 лет назад совсем немногие страны мира имели подобную систему идентификации. В основном, это были богатые страны, такие как Япония, ЕС, Австралия. Сегодня же ситуация изменилась: многие государства вводят эти системы идентификации, но сталкиваются с определенными проблемами: финансовыми затратами, административ­ными барьерами. Именно поэтому мы настаиваем на введении электронной идентификации, потому что только она дает возможность избежать административного бремени.

Каждая из стран, вводя систему идентификации сельскохозяйственных животных, преследует свою основную цель. Например, Австралия и Новая Зеландия скон­центрированы на здоровье животных, т.е. это было их основной целью. Для стран ЕС и Японии главная сложность заключалась в безопасности продукции, таким образом, они были озабочены человеческим здоровьем. Аргентина, Бразилия и латиноамериканские страны ориентированы больше на экспорт, на торговлю. Но важно понимать, что вводя данную систему, вы можете решить любую из перечисленных задач или все три сразу.

Есть две формулы, по которым можно вводить систему идентификации сельскохозяйственных животных в стране. Можно делать это по теории большого взрыва, т.е. вы берете всех животных и начинаете обвешивать их бирками. Либо, на­чиная с чистого листа, вводите новое правило: например, это будет применимо только для тех животных, которые родились после определенной даты.

В ЕС мы выбираем второй вариант. Животные, родившиеся после 1998 г., должны быть маркированы и идентифицированы, для старых животных этого делать не нужно. Например, родившийся теленок должен быть идентифицирован в течение 20 дней, это является обязательным условием. Когда мы производим регионализацию импорти­рующих стран, никому не позволяется менять бирку на ухе, это закон. Все манипуляции должны происходить под присмотром инспекции авторизованного органа. Это является одним из ключевых моментов.

О СОЗДАНИИ СРО

Андрей Даниленко

председатель правления Национального союза производителей молока

Создание национальной системы учета и идентификации сельскохозяйственных животных – это одна из первоочередных задач, стоящих сегодня перед российской аграрной отраслью, это эффективный инструмент улучшения качества и достоверности статистического учета, контроля за целевым расходованием государственных и реги­ональных средств поддержки.

К сожалению, после распада Советского Союза в РФ наблюдается резкое падение и объемов производства молока и поголовья. Эти потери составляют половину того объема, который мы имели в советский период. В 2005 г. за счет государственной программы нам удалось замедлить этот процесс, однако фундаментальных, резких изменений не произошло.

Наше объединение включает в себя практически всю отрасль, это более 70% производителей молока и готовой молочной продукции, производители оборудования, племенные организации и поставщики племенного скота, включая крупнейшие международные транснациональные продовольственные компании. Обратившись к международным и ведущим российским экспертам, мы провели детальный анализ отрасли и сформировали некий документ, который включает в себя современное состояние дел, прогноз различных сценариев развития отрасли и наше видение оптимальных подходов. В ходе этой работы мы еще раз убедились во мнении, что одной из ключевых проблем является наша статистика и учет. По расчетам экспертов, ста­тистика нас обманывает с погрешностью примерно в 30-40%.

Например, мы сдаем на промышленную переработку примерно 13 млн т молока, но по официальной статистике – 17 млн т. При этом никто не отслеживает, сколько молока сдано закупщику, который потом перепродает его на завод, а этот завод, в свою очередь, перепродает другому заводу как конечное сырье. То есть один и тот же объем молока может сдаваться как товарное несколько раз.

В рамках своей программы мы выделили отдельное направление, которое является крайне необходимым для внедрения – это создание системы СРО (саморегулируемой организации).

В качестве примера мы использовали опыт многих европейских стран, таких как Франция, где есть так называемый «молочный дом», который собирает какое-то коли­чество евроцентов с каждого литра молока, сданного на переработку. Благодаря этим средствам формируется фонд, который впоследствии тратится на несколько направ­лений деятельности:

1. социальная реклама употребления молока и молочной продукции;

2. независимые системы лабораторий для анализа качества и безопасности продукции;

3. учебные программы;

4. системы учета объемов молока и количества поголовья скота.

У нас есть еще одна серьезная проблема. Она заключается в том, что мы вообще не знаем, сколько у нас племенной генетики и какая она. Мы до сих пор живем в каменном веке системы племхозяйств. То есть вместо того, чтобы определять животное как племенное или не племенное, мы определяем хозяйства. Если племенное животное попало на территорию хозяйства, то оно сразу же становится племенным, вышло за территорию – хозяйство уже не племенное. Мы должны перейти к западной адекватной системе, когда статус «племенное» мы должны присваивать не хозяйствам, а поголовью, имеющему конкретный паспорт, сертификацию, качество, производственные показатели.

В рамках программы, которую мне удалось предварительно презентовать президенту нашей страны, есть концепция (в рамках СРО), предполагающая определение в первую очередь методики и подходов к соответствующей системе учета животных. Притом мы считаем, что раз весь мир переходит к электронной системе, нам надо тоже переходить сразу к электронной системе учета. Первый этап – формирование методики, второй этап – определение пилотных проектов, то есть территорий, отдельно взятых субъектов, на которых мы хотели бы обкатать эту концепцию.

Необходимо, чтобы эта концепция была привязана к конкретной мотивационной системе, которая выстраивается следующим образом: если ты получаешь государс­твенную поддержку, ты должен быть частью системы электронного учета животных. Я говорю не о чипировании животных, а об электронном централизованном ведении учета животных. Точно такая же система должна быть и по племенным животным в целом. И мы считаем, что СРО может выполнять эту функцию.

ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ АПК

Дмитрий Смирнов

заместитель начальника отдела взаимодействия по вопросам агропромышленной политики ЕЭК

Система, основанная на визуальных бирках или клеймах, наряду с бумажными документами не обеспечивает надежного отслеживания сельскохозяйственных жи­вотных. В связи с этим одним из важнейших направлений развития агропромышленного комплекса стран Таможенного союза является создание системы комплексного контроля животных и продукции животного происхождения «от поля до прилавка».

Основным посылом создания системы идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения на территории ТС и ЕЭП является Концепция согласованной агропромышленной политики государств-членов ТС, которая была одобрена президентами трех государств в 2013 г.

Учитывая, что во всем мире самое большое внимание уделяется вопросам безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, одним из наиболее эффективных способов контроля безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов жи­вотного происхождения, предназначенных для питания людей на территории Таможенного союза должна стать реализация схемы контроля «от поля до прилавка». При этом контроль должен обеспечиваться на каждом этапе пищевой цепи, начиная с рождения животного, схем кормления, методов лечения или профилактики с использованием лекарственных средств, способов его убоя, переработки сырья, условий транспортировки, хранения, реализации и заканчивая контролем качества и безопасности готовой продукции, которая попадает к потребителю. Этот же процесс, только в обратном порядке, то есть возможность оперативно получить информацию, из какого конкретно животного произведен этот продукт, насколько это животное было благополучным, также необходим для создания уверенности потребителей в качестве приобретаемой продукции.

В Евросоюзе возможность подобного прослеживания является основополагающим принципом производства в пищевой промышленности.

В Австралии Национальная система идентификации скота зародилась в начале 1960-х, когда страна приступила к осуществлению крупномасштабной программы стоимостью в $600 млн, направленной на искоренение туберкулеза и бруцеллеза крупного рогатого скота.

В Канаде Программа идентификации началась в 2001 году. По данным Канадского агентства по инспекции пищевых продуктов, система идентификации повысила эффективность контроля над эпизоотической ситуацией в Канаде примерно на 90% и обеспечение пищевой безопасности примерно в три раза.

В Японии в 2003 году вступил в силу «Закон о специальных мерах в отношении контроля и передачи информации по индивидуальной идентификации крупного рогатого скота». На цветных ценниках проставляется идентификационный номер животного, от которого получено мясо. По этому номеру можно найти все данные о животном, включая мясокомбинат, на котором оно было убито, где проводится отбор генетического материала от каждой туши для хранения. В последнее время в Японии вводится идентификация КРС по отпечатку носа.

В Таможенном союзе пионером идентификации является Республика Казахстан. Правовая основа для идентификации сельскохозяйственных животных определена Правилами идентификации сельскохозяйственных животных в рамках закона «О ветеринарии» в 2009 году. В Республике Беларусь подготовлен проект закона «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продуктов животного происхождения», который определяет правовые и организационные основы идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных.

В Российской Федерации в настоящее время в отдельных субъектах функционируют локальные системы учета данных сельскохозяйственных животных. Регистрация, идентификация и ведение системы учета сельскохозяйственных животных нормативными правовыми актами регламентированы в обязательном порядке лишь в сфере племенного животноводства. Разрабатывается проект Национальной системы учета сельскохозяйственных животных и сырья животного происхождения.

Согласованные подходы по идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения предполагают интегрирование национальных систем в информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза».

Основополагающими целями унификации национальных систем идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения в государствах-членах Таможенного союза являются: прозрачность условий производства, прозрачность размещения продукции на рынке, эффективное использование бюджетных средств, повышение экспортного потенциала.

Государства-члены ТС, так же как и другие страны мира, заинтересованы в укреплении своей продовольственной безопасности, поэтому система прослеживаемости животных на основе идентификации имеет важное социальное значение. В то же время, масштабное внедрение информационной системы на таможенной территории Евразийского союза позволит производителям животноводческой продукции выйти на уровень современных мировых стандартов в части оперативного подтверждения ее происхождения и качества.

«ВАЖНО ПРИЗНАНИЕ СОСЕДЕЙ»

Геннадий Волнистый

технический директор НИРУП «Межотраслевой научно-практический центр систем идентификации и электронных деловых операций»

Представитель единственной в Беларуси профильной организации, занимающейся технологиями автоматической идентификации, Геннадий Волнистый в своем вы­ступлении изложил ту концепцию, которую они использовали при создании информационной системы в стране.

В процессе подготовки данной системы белорусским специалистам пришлось изучить европейское законодательство, так как близкое соседство данной страны со странами ЕС предполагает необходимость выстраивать информационные системы всех уровней, всех товарных потоков и в области животноводства, и в области продуктов питания на основе согласованных стандартов.

Белорусская система идентификации и учета животных разрабатывалась на протяжении 2-х лет и была создана в 2012 году. При этом разработку и развитие этой системы полностью финансировало и продолжает это делать правительство. Это подтверждает серьезное отношение со стороны государства к необходимости внедрения данной системы.

Целью разработки нашей системы стало в первую очередь создание той методической и технологической основы, которая нужна для обеспечения безопасности животных и граждан. Не только белорусских, но и тех, кто пользуется продуктами животного происхождения, закупаемого в Беларуси.

Цели при введении идентификационной системы по КРС:

1. создание методической и технологической основы для внедрения в Республике Беларусь единой, соответствующей национальным и международным требованиям системы идентификации и регистрации крупного рогатого скота;

2. разработка и внедрение централизованной общегосударственной системы, обеспечивающей:

• регистрацию и ведение данных о субъектах – участниках системы идентификации (владельцев животных, животноводческих объектов, предприятий переработки и утилизации скота, производителей животноводческой продукции и т.д.) с использова­нием присвоенных им международных глобальных идентификационных кодов месторасположения;

• регистрацию, ведение и накопление данных (электронных паспортов) обо всем поголовье крупного рогатого скота в Республике Беларусь, с присвоением им уникальных идентификационных кодов (с учетом национальных и международных требований);

• возможность получения оперативной информации о происхождении, месте нахождения животного, состоянии здоровья на всех этапах жизненного цикла – рождение, перемещение, транспортировка, убой (утилизация), переработка, произ­водство продукции животного происхождения;

• создание технологического механизма для организации прослеживаемости животных и продукции животного происхождения.

«Мы далеки от идеи, что эта система обеспечит прослеживаемость каждого куска мяса, каждой консервной банки тушенки в любую точку продаж. Но основа для построения конкретных отраслевых, корпоративных, торговых, информационных систем, обеспечивающих в целом механизм прослеживаемости, должна быть заложена здесь и сейчас. Причем это должно происходить не на уровне бумажных документов, а в режиме on-line, с использованием мобильных телефонов.

Для нас является важным моментом, чтобы в дальнейшем наша система была признана не только нами, но и нашими соседями, в частности ЕС, поскольку очень многие бело­русские предприятия экспортируют продукцию примерно в 40 стран мира. В тоже время мы понимаем, что находимся на территории ТС. Это свой отдельный рынок, который требует реализации тех же целей, что и страны ЕС. Мы полагаем, что наша система будет полностью гармонизирована с тем законодательством, которое есть и будет выработано в странах ТС».

ЗАКРЕПЛЕНО ЗАКОНОМ

Даулет Ганиев

эксперт ГУ «Комитета ветеринарного контроля и надзора» Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан

В Казахстане процедура обязательной идентификации сельскохозяйственных животных закреплена законом Республики Казахстан о ветеринарии, и учет животных осуществляется местными исполнительными органами. Идентификация сельскохозяйственных животных направлена на усиление контроля над состоянием здоровья животных, его перемещением, отслеживанием ситуаций, а также является инструментом для обеспечения эффективности мер профилактики, карантина и лик­видации очагов острых инфекций. В исполнение закона о ветеринарии Минсельхозом Казахстана в 2010 г. реализован проект идентификации сельскохозяйственных животных, в рамках которого было закуплено компьютерное оборудование и средства идентификации, принятые местными исполнительными органами для обеспечения внедрения системы идентификации сельскохозяйственных животных.

Регламентирован порядок проведения идентификации:

1. присвоение индивидуального номера и мечение сельскохозяйственных животных одним из способов, указанных в Правилах;

2. выдача ветеринарного паспорта на животное;

3. внесение сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном уполномоченным государственным органом в об­ласти ветеринарии.

Импортированным животным, имеющим племенную карточку, сохраняют индивидуальные номера, присвоенные в стране происхождения. Данные об импортированных животных заносятся в базу данных по идентификации сельскохозяйс­твенных животных с выдачей ветеринарного паспорта на животное в порядке, установленном Правилами после прохождения профилактического карантина.

Идентификации не подлежат импортируемые животные, пунктом назначения которых является мясоперерабатывающие предприятия, убойные пункты, убойная площадка при последующем их забое в течение 30 календарных дней с момента их импорта.

При перемещении идентифицированных животных из территории одной административно-территориальной единицы в другую присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением соответствующих сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.

По словам эксперта из Республики Казахстан, в процедуре организации и проведения идентификации животных принимает участие как местные исполнительные органы областей (города республиканского значение, столицы), так и местные исполнительные органы районов (города областного значения).

Кроме того, статьей КоАП РК предусмотрена ответственность должностных лиц (руководителей райветстанций и ветеринарных пунктов) за не обеспечение иден­тификации сельскохозяйственных животных.

«САМЫЙ БОЛЕЗНЕННЫЙ ФАКТОР»

Дмитрий Марков

генеральный директор ОАО «РНИИ «Агроприбор»

Прошло уже 7 лет с тех пор, как мы начали говорить о необходимости построить национальную систему идентификации и учета сельскохозяйственных животных. Однако существует ряд проблем, которые тормозят этот процесс. Как мы знаем, в этом вопросе есть 2 подхода. Первый, так называемый государственный подход, предпо­лагает построение этой системы за счет федеральных бюджетных средств и при непосредственном участии государства. Наряду с этим обсуждается вопрос о необходимости выстраивать саморегулируемые отношения в рамках ассоциаций и союзов, не дожидаясь государственной поддержки.

Для меня очень понятно движение союзов и их стремление наводить порядок в той отрасли, в которой они работают. Однако, если мы говорим о национальной системе идентификации, то это должно быть либо формализованное, регламентированное саморегулирование (например, как это сделано в Австралии), либо это будет националь­ная система с жесткими правилами. То, что на сегодняшний день делают союзы, - это здорово, но консолидация этих наработок должна оставаться за государством.

Когда мы говорим о выделении дополнительных, бюджетных средств на создание такой национальной системы, возникают вопросы источников. Либо это будет перераспределение существующих средств, заложенных в программе развития на 2013-2020 гг. нашего сельского хозяйства, либо это какие-то отдельные целевые деньги. В этом вопросе опять же необходимо подключение правительства. Например, один раз в несколько лет в России проходит сельскохозяйственная перепись. Последний раз она была в 2006 г. и предполагается, что в скором времени пройдет снова. Затраты на такую перепись составят 5,5 млрд руб. Что она нам дает? Лишь статистические показатели тех или иных отраслей сельского хозяйства, в том числе и о поголовье животных по состоянию на день проведения переписи. Могу сказать, что небольшая часть этих денег, перераспределенная в адрес создания национальной системы идентификации, решила бы проблемы учета и контроля животных, в результате чего данные будут доступны ежедневно, а не по состоянию на один день.

В разных странах системы идентификации и учета животных возникали по разным причинам. Где-то для того, чтобы решить вопросы с безопасностью и здоровьем животных, где-то думали, прежде всего, о безопасности человека, т.е. продукции животного происхождения. Мне кажется, в России сегодня самый болезненный фактор – это невозможность качественного управленческого учета финансового планирования, ввиду не совсем достоверных данных о поголовье. Это фундамент, на котором должна строиться национальная система идентификации, это основа бюджетного и государственного правления.

Если сопоставить состояние дел по созданию системы учета в России с другими странами, то Россия в этом отношении отстает практически от всех стран, представите­ли которых посетили нашу научно-практическую конференцию. Тем не менее, мы с оптимизмом смотрим в будущее. Ведь кто позже реализует систему, тот учитывает предыдущий опыт всех стран, поэтому у нас есть все шансы сделать лучшую систему. Я надеюсь, что в России в скором времени все решения будут приняты, источники финансирования этой работы будут определены и удастся доказать необходимость разработки отдельного законопроекта по идентификации животных, включающих положений о создании специализированной организации.

«ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ»

Павел Крохин

советник отдела ветеринарных мер департамента санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер

Основой для начала проведения мероприятий по созданию системы идентификации, регистрации и прослеживаемости животных и продуктов животного происхождения на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства стала Концепция согласованной агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, которая была одобрена президентами трех государств 29 мая 2013 г. в Астане.

Согласно Единым ветеринарным требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю, все животные, ввозимые на территорию ТС и перемещаемые между государствами-членами ТС, должны быть идентифицированы индивидуальным или групповым способом. Техническим регламентом ТС «О безопасности пищевой продукции» определено, что «прослеживаемость пищевой продукции» является одним из условий обеспечения безопасности. В соответствии с данным техническим регламентом прослеживаемость пищевой продукции, в том числе продовольственного сырья, должна быть обеспечена на всех этапах обращения.

Механизмы проведения идентификации частично урегулированы национальным законодательством государств-членов Таможенного союза и предусматривают:

• биркование, чипирование и другие способы присвоения индивидуальных номеров;

• выдачу ветеринарных паспортов на животных;

• ведение регистров о событиях в жизни животных;

• внесение сведений о животном в национальную систему базы данных по идентификации животных, в том числе информацию о ветеринарных обработках животных;

• процедуру эмиссии индивидуальных номеров сельскохозяйственных животных;

• регистрацию средств и атрибутов для проведения идентификации животных.

В ходе рабочих совещаний по обсуждению текущего состояния системы идентификации животных, выяснилось, что в государствах-членах ТС применяются схожие подходы к процедурам идентификации животных, которые в целом отвечают требованиям международных стандартов.

Однако состав информации этих процедур оказался различным, т.е. различный состав информации бирок, документов о событиях в жизни животных, базы данных информационных систем и т.д.

Учитывая указанное обстоятельство, эксперты государств-членов ТС подтвердили свое намерение проводить унификацию национальных систем идентификации животных.

По инициативе государств-членов ТС была создана рабочая группа при Консультативном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Комиссии, которая начала работу над Положением о единой системе идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных и продукции животного происхождения на терри­тории государств-членов Евразийского экономического союза.

При реализации согласованных подходов государств-членов ТС при проведении идентификации животных и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения мы ожидаем следующих результатов:

• объективный учет поголовья сельскохозяйственных животных на территории ТС;

• объективное планирование ветеринарных мероприятий благодаря точному учету поголовья животных, что будет способствовать эффективному использованию бюджетных средств;

• снижение случаев возникновения инфекционных болезней животных.

Что касается безопасности пищевой продукции, то идентификация животных способствует обеспечению прослеживаемости «от поля до прилавка» и повышению экспортного потенциала государств-членов Таможенного союза, в том числе при взаимной торговле.

«ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ВНЕДРЕНИЯ RFID-СИСТЕМ»

Алексей Антонов

руководитель направления «Электронная идентификация животных» Группа компа­ний ISBC

Отличительной особенностью российских регионов является недостаточная квалификация сотрудников крестьянско-фермерских хозяйств в области инфор­мационных технологий. Зачастую работники КФХ просто не умеют работать с компьютером. Соответственно, при внедрении систем электронной идентификации животных необходимо обязательно учитывать необходимость обучения сотрудников КФХ. В проектах ISBC проводится первичное обучение сотрудников КФХ работе со считывателями, учетными программами, а также осуществляется поддержка работников ферм в случае возникновения проблем с оборудованием. Проблема по­вышения квалификации весьма остра, так как при существующем уровне квалификации сельхозработников будет весьма сложно запускать систему электронной идентификации животных на федеральном уровне.

По итогам практической работы стало очевидно, что необходимо разработать комплексную образовательную программу по методике и технике внедрения систем электронной идентификации животных для зоотехников и других специалистов крестьянско-фермерских хозяйств.

В июне 2014 года Фонд инфраструктурных и образовательных программ ОАО «Роснано» объявил конкурс на разработку образовательной программы по электронной идентификации животных, который выиграл НИУ «Белгородский государственный университет». Специалисты БелГУ совместно с экспертами ISBC разработали об­разовательную программу. Пилотные образовательные проекты планируется проводить в начале 2015 года. Программа освещает технологии и принципы радиочастотной идентификации в животноводстве, позволяет обучиться методам и технике чипирования различных видов сельскохозяйственных животных, владеть оборудованием для считывания, вести персонифицированный учет животных в специализированных программах. У специалистов отраслевых органов исполнительной власти образовательная программа повышает компетенции для анализа ветеринарной информации и племенного учета, позволяет существенно повысить их квалификацию.

Мы считаем, что работа по переподготовке и повышению квалификации зоотехников, специалистов по племенной и селекционной работе в области электронной иден­тификации животных значительно улучшит эффективность работы агрохолдингов, племенных хозяйств и всего животноводческого комплекса АПК России. 


Назад в раздел