Приоритет производителям. Иркутская область
Приоритет производителям. Иркутская область
Еще фото

Приоритет производителям – это необходимое условие выхода из кризиса, считает Виктор Лифантьев, директор ЗАО «Железнодорожник».

Осенью 2013 г. Виктор Лифантьев, директор ЗАО «Железнодорожник», был награжден почетным знаком имени первого избранного губернатора Юрия Ножикова «Признание». Более 40 лет он работает в сельском хозяйстве Иркутской области, 30 из них возглавляет предприятие «Железнодорожник». За это время он превратил убыточ­ное хозяйство в высокорентабельное и финансово стабильное.

«Железнодорожник» ведет свою историю с 1930-х гг. Тогда предприятие существовало на базе подсобного хозяйства железной дороги. В 1960 г. совхоз стал самостоятельным производством. В годы перестройки хозяйство реорганизовано в товарищество с ограниченной ответственностью, а затем – в закрытое акционерное общество.

На протяжении всей истории основным направлением деятельности предприятия было производство молока. В советские годы все фермы области сдавали молоко на пе­рерабатывающие заводы Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского. Во время перестройки, когда отлаженную систему разрушили, бывшие колхозы и совхозы были вынуждены собственными силами искать пути решения возникших проблем.

Когда Виктор Лифантьев возглавил предприятие, пришлось начинать с активной торговли. Но вскоре директор был вынужден задуматься о собственной переработке молока. В то время в Кургане наладилось производство техоборудования по производству молока. Лифантьев откомандировал туда своих специалистов, вернулись они вдохновленные. Вскоре купили оборудование и, как говорит директор, «выскочили на рынок». Так «Железнодорожник» первым в области самостоятельно стал пере­рабатывать молоко. За счет этого и выжили. Совершенствовали переработку молока, позднее приобрели итальянское и немецкое оборудование.

В сутки в хозяйстве производится 23-24 тонны молока. Часть молока отправляется для детского питания в Иркутск, из другой – выпускают различные виды молочной продукции: масло, творог, сметану, кефир, ряженку, бифидок, йогурты. Молочные продукты ЗАО «Железнодорожник» пользуются большим спросом у горожан.

Дойное стадо хозяйства содержится на трех фермах: на центральной усадьбе в поселке Железнодорожный, в селе Биликтуй и поселке Тельма. Все технологические процессы на фермах модернизированы. В доильных цехах установлено оборудование «ДеЛаваль». «Но техобслуживание, – говорит директор, – у известной компании хромает. Не отработана складская система, и оказать быстро сервис не могут. Хотя само оборудование – сверхнадежное».

Хозяйство занимается племенной работой более 10 лет. Оно первым получило статус племзавода в Иркутской области. Племенная работа идет успешно – 10% племенного молодняка маточного поголовья продается, давая неплохую прибыль.

Самой значимой наградой директор считает диплом губернатора Иркутской области за участие в выведении нового типа черно-пестрого молочного скота – Прибайкальский, который получается путем скрещивания черно-пестрых коров с голштинскими быками. Это произошло благодаря тесному сотрудничеству с Иркутской сельхозакадемией и с профессором Дмитрием Семеновичем Адушиновым.

Начальник отдела животноводства ЗАО «Железнодорожник» Снежана Миннебаева, удостоенная в 2014 году звания «Заслуженный работник сельского хозяйства Иркутской области», отмечает: «Этот тип животных может существовать именно в наших тяжелых, суровых условиях, не теряя своих продуктивных качеств. Потомство рождается очень крепкое, здоровое».

Немногие хозяйства в области могут похвастаться тем, что являются базовым предприятием Иркутской сельскохозяйственной академии.

В 2008-2009 гг. предприятие закупило канадский скот, совершенствуя стадо. Оно дает хорошую продуктивность, есть потомство.

С 2011 г. ЗАО «Железнодорожник» реализует инвестиционные проекты «Развитие молочного животноводства» и «Развитие производства картофеля». Выращивание картофеля также исторически сложилось в хозяйстве и является одним из основных направлений товарной деятельности.

При переводе животноводческой отрасли на качественно новый уровень значительно изменена структура потребляемых кормов, которая привела к необходимости усовершенствования и пересмотра структуры имеющейся на балансе хозяйства техники. В рамках реализации инвестиционного проекта хозяйством было приобретено 2 сеноуборочных комплекса фирмы CLAAS, 2 кормоуборочных комбайна «Ягуар». Приобретение высокопроизводительной техники для заготовки кормов позволило хозяйству значительно сократить сроки заготовки, снизить трудоемкость выполняемых процессов, а самое главное, существенно повысить качество заготавливаемых кормов.

Комплексный подход к модернизации отрасли молочного животноводства включил в себя и реконструкцию телятника на 300 голов молодняка. Для этих целей в рамках проекта были приобретены групповые домики фирмы «Иглус» для содержания телят, оборудование для телятника. Для минимизации затрат и рационального скармливания кормов был приобретен мини-погрузчик Bobcat, кормосмеситель-кормораздатчик SAM. Применение техники позволило значительно снизить трудоемкость процесса кормления животных и повысить эффективность использования кормов. На реализацию инвестпроектов в 2011-2013 гг. было направлено 71 412 тыс. руб., из них собственных средств 36 308 тыс. руб. (51%), средств областного бюджета 35 104 тыс. руб. (49%).

Уровень рентабельности хозяйства, по словам директора, колеблется от 26-27% до 40%.

Объем реализации – 400 млн руб., количество работающих – около 400 человек.

Совокупная ежегодная прибыль составляет 70-80 млн руб. в год с господдержкой.

Лифантьев считает, что выход из кризиса возможен только при условии приоритетного развития товаропроизводителей, а индикатором благополучия отрасли является ее средняя заработная плата. Уровень зарплаты в АПК – самый низкий среди всех отраслей в экономике России.

«Важно, – говорит директор, – дать возможность производителям по достойной цене продавать свою продукцию».


Назад в раздел