Новые возможности российского свиноводства
Новые возможности российского свиноводства
Еще фото

Автор (ы):  Юрий Ковалев, генеральный директор Национального Союза свиноводов

По материалам выступления на V Международном ветеринарном конгрессе

Ситуация в отрасли меняется довольно стремительно. Недавние кадровые переста­новки в правительстве еще раз подтверждают, что сельское хозяйство и развитие отрасли является приоритетным для государства. Сегодня очень много говорится о программе импортозамещения. Но этот вопрос рассматривается не только с точки зрения национальной безопасности. Более важным является то, что наконец-то России представилась возможность вернуть собственный рынок национальным производи­телям. В 2013 г. в Россию было импортировано 2,5 млн тонн мяса всех видов, таким образом, мы потеряли как минимум 750 тыс. рабочих мест в сельской местности, возможность потребления 7-8 млн тонн российского зерна, что поспособствовало его экспорту, который не всегда является выгодным для России.

С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» прошло 10 лет, что позволяет подвести первые итоги. За это время промышленное производство свинины увеличилось в 5,4 раза (на 1 869 тыс. тонн в убойном весе). Таких стремительных темпов развития не было ни в одной стране мира. Это, безусловно, говорит об успехе нацпроекта, во всяком случае, в свиноводческой отрасли. Кроме того, увеличилась доля промышленного свиноводства производства в целом. Если в 1990 г она составляла 66%, то сейчас уже подходит к отметке 80%, преодолев кризис 2005 г. (28%). Очень легко обвинять сельское хозяйство в упадничестве и бесперспективности, сетуя на то, что не происходит чуда. Однако, видя имеющиеся тенденции, формиру­ющиеся на протяжении многих лет, можно понять, что последние 10 лет отрасль не просто развивалась, а делала это достаточно активно (Рис. 1).

Еще одна важнейшая положительная тенденция заключается в консолидации отрасли. Сегодня 20 крупнейших российских компаний производят практически 60% промышленной свинины. Ожидается, что в ближайшие 3-4 года эта цифра достигнет 75-80%. Удивительно, что эти компании появились лишь в последние годы. Постепенно мы подойдем к тому, что 20% предприятий будут производить 80% продукции. Именно такое положение характерно для большинства развитых стран (Рис. 2).

По результатам 2014 г. промышленное свиноводство выросло почти на 13%. Из-за стремительного падения производства в ЛПХ, в целом темпы роста составляют около 6%. Это говорит о том, что промышленное производство способно не только заменить импорт, удовлетворить растущее потребление, но и компенсировать выпадающие объемы производства сектора ЛПХ.

В 2012 г. состоялось вступление России в ВТО. К сожалению, прогнозы и опасения, касающиеся заполнения российского рынка импортной свининой, оказались небезосновательными. Данная ситуация не лучшим образом сказалась на российских производителях: произошел обвал цен на российском рынке, резкое падение рентабельности производства и многое другое. Однако, в период 2013-2014 гг. за счет ранее сделанных инвестиций прирост производства свинины в новых и модер­низированных сельхозпредприятиях составил почти 1 млн тонн. Около половины этого объема (44,6%) компенсировало выпадающие объемы ЛПХ, КФХ и старых комплексов.

Ожидается, что за период 2014-2020 гг. прирост производства в новых комплексах составит порядка 1 млн 400 тыс. тонн. Этот объем будет реализован за счет продолжающегося роста потребления (250 тыс. тонн), падения производства в старых комплексах (250 тыс. тонн), падения производства в ЛПХ (350 тыс. тонн), снижения импорта (500 тыс. тонн), начала экспорта (50 тыс. тонн) (Рис. 3).

В 2013 г. закончился этап стремительного роста потребления мяса на душу населения. Несмотря на то, что с 1990 по 2000 гг. потребление мяса сократилось почти в 2 раза (с 75% до 40%), с 2000-2013 гг. удалось полностью ликвидировать этот спад и вернуться к показателям 1990 г. (75%). Поэтому растущее производство свинины покрывало не только снижение импорта и снижение производства в секторе ЛПХ, но и удов­летворяло этот стремительно растущий спрос населения.

В период с 2010-2012 гг. импорт свинины практически не снижался. Это связано со стремительным ростом потребления. Несмотря на то, что промышленное свиноводство росло огромными темпами, импорт продолжал оставаться на высоком уровне. В 2013 г., когда рост потребления остановился, так как были достигнуты физиологические нор­мы (75 кг на душу населения), импорт сократился на 20%, в 2014 г. – на 57%. Начался процесс реального импортозамещения за счет роста внутреннего производства. Курс на импортозамещение – это не результат санкций, это осмысленная внутренняя политика государства. Оно было необходимо, потому что мы занимали второе место в мире по импорту свинины после Японии. Эту ситуацию нужно было менять.

Резкий скачок валюты обнажил зависимость нашей экономики от импорта. Поэтому снижение импортозависимости стало первоочередной задачей. В связи с вы­шеперечисленными процессами (снижение потребления, импорта, рост отечественного производства) в последние годы наблюдается снижение импортозависимости России. Например, в 2005 г. зависимость нашей страны от импорта свинины составляла 45%, в 2014 г. она снизилась до 13%. По прогнозам специалистов, в 2015 г. импортозависи-мость по свинине упадет до 10%.

В 2014 г. наблюдается рост производства всех видов мяса в целом на 500 тыс. тонн. Это произошло не по причине введения санкций, а благодаря тому, что в отрасль, особенно в свиноводство и птицеводство, были вложены огромные инвестиции (Рис. 4).

Импортозависимость по всем видам мяса в 2014 г. составила 15% (по данным Россельхознадзора – 18%). Однако возможности отрасли по импортозамещению достаточно велики. Повышение производства свинины – это лишь первый шаг, ко­торый локомотивом должен тащить за собой остальные составляющие отрасли, например производство премиксов. Около 6-7 лет назад Россия импортировала 80% всех премиксов. Благодаря тому, что на территории России были построены заводы по премиксам, сегодня и в птицеводстве, и в свиноводстве импортируется не более 10% премиксов. Однако сырье для их производства до сих пор закупается за границей. По минеральным веществам, аминокислотам, витаминам импорт составляет около 100%. Именно на этих моментах нужно сосредоточить процесс импортозамещения (Рис. 5).

Около 10 лет назад 95% племенного материала завозилось из-за границы. В прошлом году из-за эпизоотической ситуации в Евросоюзе и Америке ввоз в Россию практи­чески не осуществлялся. Поэтому в этом году мы лишь на 10% зависим от импорта племенных свиней. Это ни в коем случае не говорит об изоляционизме. Необходимо заменить импорт живых животных на импорт технологий, ноу-хау, спермы и т.д.

Сложившаяся в России ситуация при всех ее минусах создала новые возможности для секторов сельского хозяйства:

1. Дополнительная государственная поддержка;

2. Ограничение импорта;

3. Девальвация национальной валюты привела к тормозу для дешевого импорта;

4. Накопленные профессиональные компетенции, финансовые, управленческие, административные ресурсы у основных инвесторов;

5. Продолжающийся тренд падения производства в ЛПХ и старых комплексах.

Вместе с тем появились новые риски и угрозы:

1. Рост стоимости инвестиционных ресурсов (эффективная ставка в 2006-2009 гг. – 2-4%, в 2015-2016 гг. – 10-12%);

2. Падение темпов экономического развития в среднесрочной перспективе:

• Снижение реально располагаемых доходов населения;

• Снижение потребления мяса;

• Снижение оптовых цен на свинину;

• Риск снижения уровня господдержки;

3. Девальвация национальной валюты на 75-80% влечет за собой увеличение себестоимости свинины на 20-30%;

4. Возможное перепроизводство в случае неконтролируемого роста новых инвесткредитов с государственной поддержкой.

В конце прошлого года была принята программа импортозамещения, в которой прописано дальнейшее развитие свиноводческой отрасли до 2020 г. В перспективе в развитии отрасли ключевую роль будут играть 20 ведущих компаний, которые к 2020 г. обеспечат прирост производства на 1 800 тыс. тонн. Это утверждение основано на кон­кретных бизнес-проектах, работа по которым ведется в полной мере уже сегодня. Проекты семи ведущих компаний уже утверждены на комиссии в Минсельхозе. Таким образом, к 2020 г. общее производство увеличится на 65-70%. Производство 20 крупнейших компаний составит 76% от общего. Это значит, что доля производства на новых комплексах превысит 80% от общего (Рис. 6).

Важно отметить, что эти проекты будут реализованы по всей территории России, а не только в Центральной части. Таким образом, к 2020 г. производство свинины на душу населения будет равномерно распределено по всей территории РФ и составит порядка 27 кг на душу населения.

Сегодня происходит настоящая революция в области развития мощностей по убою и первичной разделке свиней. В 2010 г. 25 тыс. голов поступало на убой, из которых только 3 млн голов (12%) забивали на современных предприятиях. Сегодня идет самая интенсивная база строительства новых мощностей. Каждые полгода в строй вводится новая бойня на 1-2 млн голов. К 2020 г. из 42 млн голов свиней, поступающих на убой, 26 млн (61%) будет забиваться на новых построенных предприятиях по убою и глубокой переработке свинины.

Учитывая непростую ситуацию в экономике страны, важно отметить, что сельское хозяйство является одной из немногих отраслей, где господдержка увеличивается регу­лярно. Для уверенности в эффективном использовании этих средств Союз свиноводов предложил правительству страны ввести дополнительные критерии для отбора новых инвестиционных проектов:

1. Компании (холдинги) должны иметь опыт, компетенции, управленческие, финансовые, административные ресурсы. В качестве критериев отбора могут выступать такие показатели:

• предприятие занимается свиноводством не менее 3-х лет.

• проектная мощность по новому проекту должна быть менее или сопоставима с его существующей мощностью.

2. Новый инвестпроект должен предусматривать создание или расширение действующей вертикальной интеграции.

3. В качестве возможного критерия эффективности использовать максимальный удельный размер инвестиций на единицу мощности производства руб./кг живого веса:

• свинокомплексы без комбикормового завода – до 160 руб. на 1кг/год.

• с комбикормовым заводом – до 200 руб. на 1кг/год.

• с комбикормовым заводом, убоем и глубокой разделкой – до 250 руб. на 1кг/год.

Резкое снижение потребления свинины, произошедшее в 2013 г., обусловлено снижением потребления не мяса как такового, а дешевого шпига. Из Евросоюза в Рос­сию ежегодно завозилось порядка 350 тыс. тонн шпига и 200 тыс. тонн субпродуктов. После того как были обнаружены вспышки АЧС на территории Европы, этот жир был заменен на отечественную птицу. Дальнейшего снижения потребления не прогнозируется, и спрос в скором времени начнет восстанавливаться (Рис. 7).

Проблема экономической доступности является немаловажной для отрасли. Обеспечение продовольственной безопасности невозможно из-за роста цен на продо­вольственные ресурсы и снижения покупательской способности у населения. Единственный способ решения проблемы экономической доступности продовольствия – введение программы продовольственной помощи, по примеру США, где на эти цели тратят не менее $27 млрд ежегодно.

Одной из главных проблем для свиноводческой отрасли является АЧС. Несмотря на предпринимаемые меры, угроза не снижается. Если в предыдущие годы эта болезнь распространялась через диких кабанов и поражала ЛПХ и небольшие хозяйства, то 2014 г. стал годом, когда от вируса АЧС пострадали современные крупные предприятия лидирующих компаний на рынке. Только в 2014 году на промышленных предприятиях Псковской, Тульской, Воронежской и Орловской областях из-за вируса АЧС сожжено 250 тыс. свиней. Это уже обеспечило потерю 50 тыс. тонн мяса в 2015 году, что на 25% уменьшает планируемый годовой прирост.

Предложения НСС по борьбе с АЧС:

1. Добиться утверждения подготовленных поправок в «Закон о личных подсобных хозяйствах» в части ужесточения учёта и контроля содержания свиней в ЛПХ.

2. Принять на федеральном уровне правила (включая ветеринарные) содержания свиней в хозяйствах всех типов, в том числе ЛПХ.

3. Предпринять меры по законодательному закреплению на федеральном уровне запрета содержания свиней в хозяйствах 1-2 компартмента (включая ЛПХ). Эти предложения нашли отражение в решениях протокола от 27.01.2015 г. по итогам совещания у Дмитрия Медведева в Брянской области.


Назад в раздел