Государственное регулирование рынка птичьего мяса в основных странах-производителях / State regulation the poultry meat market in the leading poultry production countries
Государственное регулирование рынка птичьего мяса в основных странах-производителях / State regulation the poultry meat market in the leading poultry production countries
Еще фото

Автор (ы):  И.А. Романенко, д.э.н., зав. отделом ВИАПИ им. А.А. Никонова (romanenko@viapi.ru), H. Е. Евдокимова, к.э.н., вед.н.с. ВИАПИ им. А.А. Никонова (nevdoki@gmail.com) / I. Romanenko, N. Evdokimova, All-Russian Institute of Agrarian Problems and Informatics named after A.A. Nikonov

УДК 339.13:631.155:636.5.033

Ключевые слова: рынок мяса птицы, ВТО, государственное регулирование, бюджетная поддержка, цены, продовольственная безопасность страны, производители

Key words: poultry meat market, the WTO, budgetary support, prices, government regulation, food safety of the country, producers

Аннотация

В статье обобщен российский и зарубежный опыт государственного регулирования рынка мяса птицы. Рассмотрены наиболее важные меры по поддержке сельскохозяйственных производителей. Приведены динамика мирового рынка мяса птицы, соотношение спроса и предложения в ведущих странах-производителях мяса птицы, выявлены особенности регулирования рынка мяса птицы в различных странах. Предлагается использовать санитарный и фитосанитарный контроль как один из важных регуляторов рынка мяса птицы в условиях вступления России в ВТО.

Summary

The article summarizes the international experience of state regulation on the poultry meat market. The most important measures of rural producers support are discussed. The world poultry market dynamics and the ratio of supply and demand in the leading poultry production countries are shown, the peculiarities of poultry meat market regulation in different countries are identified. It is proposed to use sanitary and phytosanitary control as one of the major regulators of the market of poultry meat in the conditions of Russia's entry into WTO.

Государственное регулирование агропродовольственных рынков существует в подавляющем большинстве стран современного мира. Политика протекционизма в сельском хозяйстве, проводимая в большинстве стран-участниц ВТО, позволяет разви­ваться собственному производству продуктов питания и создавать конкурентоспособную продукцию на мировых рынках. Для России изучение зарубежного опыта регулирования агропродовольственных рынков является необходимым условием формирования стратегии развития собственного производства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях членства в ВТО.

Остановимся на особенностях мирового рынка птичьего мяса, одним из ведущих производителей, импортеров, а потенциально и экспортеров которого является Россия.

Мировой рынок мяса птицы состоит из следующих производственных сегментов:

• Курятина в тушках и по частям;

• Индюшатина;

• Утятина;

• Мясо гусей и цесарок;

• Другие виды птицы;

• Приготовленное мясо птицы.

Сопутствующие товары этого рынка: яйца, мясокостная и кровяная мука (для кормовой и химической промышленности), перо и пух, птичий помет (удобрение). В этих перечнях представлены только ключевые компоненты.

Задолго до нашей эры люди одомашнили и начали разводить уток, гусей, кур и голубей в Азии. В XVI веке на судах европейцев куры попали на американский континент, а индейки – в Европу. С конца XIX века ведет свое начало птицеводство в промышленных масштабах на основе инкубаторов. Тридцатые годы следующего века стали началом бурных темпов роста отрасли на основе применения научно-технических достижений. Более короткий (менее года) технологический цикл при производстве мяса бройлеров привел к росту потребления птичьего мяса в военные годы, а после войны эта тенденция была поддержана усовершенствованиями в технологиях переработки и хранения мяса и яиц. Интеграционные процессы на рынке, прежде всего куриного мяса, привели к быстрому росту его размеров, а также к тому, что подавляющую роль на нем теперь играют крупные транснациональные компании, в основном базирующиеся в США и обладающие вертикально интегрированными производственными мощностями от производства, переработки и до сбыта готовой продукции (Tyson Foods, Pilgrim's Pride Corp., Perdue, Sanderson Farms, BRF Brazil Foods SA и др.). За последние десятилетия мировой рынок птичьего мяса развивался быстрее других мясных рынков. Движущей силой этого развития был устойчивый рост спроса на продукцию птицеводческого сектора и значительное увеличение пот­ребления этого вида мяса.

Терри Эванс, автор доклада «Тенденции мирового птицеводческого сектора, 2013 год», отмечает некоторое замедление темпов роста этого сектора мировой экономики начиная с 2010 года и приводит предварительную оценку объема мирового производства мяса птицы в 2013 году в 106,4 млн тонн. Устойчивый рост спроса на птицу обеспечивают, прежде всего, развивающиеся страны, особенно Индия и Китай, что вызвано ростом численности, доходов и потребительских предпочтений населения этих стран. Именно растущий спрос со стороны развивающихся стран привел к тому, что объемы экспорта мяса птицы в мире увеличились более чем на четверть за последние годы. На самом деле резкий рост объемов мировой торговли следует проанализировать более внимательно для выяснения его причин, а также остановиться на некоторых интересных частностях торговли на рынке птичьего мяса.

Прежде всего отметим, что производство мяса индейки превалирует в Европе и Северной Америке, а утятина характерна для Азии, конечно, при господствующем производстве курятины.

Сорок лет назад торговля куриным мясом велась в основном целыми куриными тушками. Было принято считать, что так оно дешевле: сначала перевозить корма, а затем птичьи тушки целиком, чтобы уменьшить издержки. Но этот подход не учитывал действие торговой политики, а также возможность разделывать птичью тушку на части в целях удовлетворения спроса на весьма сегментированных рынках видов птичьего мяса, которое проще всего подразделяется на белое и темное.

Приготовленное мясо стало очень популярным после появления птичьего гриппа. Для всех видов домашних птиц, и особенно для кур, производственный цикл значительно меньше, чем для свиней, а тем более – чем для крупного рогатого скота (значительно меньше, чем 1 год). Это обстоятельство весьма проблематично при согласовании мер регулирования связанных рынков, а также при моделировании рыночных процессов с исходными годовыми данными. Это также означает, что меры регулирования производственных процессов в птицеводстве необходимо принимать гораздо быстрее, что также подстегивается резким ростом цен на данный вид продукции, в отличие от свиней и крупного рогатого скота.

Мировой рынок птичьего мяса, прежде всего курятины, структурируется следующим образом:

• Главные экспортеры темного мяса: США, ЕС-27, Бразилия;

• Главные экспортеры белого мяса: Бразилия, Таиланд, Китай;

• Главные импортеры темного мяса: РФ, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, развивающиеся страны;

• Главные импортеры белого мяса: Япония, ЕС-27, Саудовская Аравия.

В лидеры по объемам производства птичьего мяса в последние годы входят США, КНР, ЕС, Бразилия, Россия, Мексика. Однако, история борьбы за лидерство у этих стран различна, что можно видеть на рисунке 1.

Однако лидерство в объемах производства не означает автоматически удовлетворение внутреннего спроса, поэтому список лидеров по экспорту отличается от перечня лидеров по производству. Именно поэтому в данной статье мы остановимся на регулировании рынка птичьего мяса в США и Канаде как двух взаимозависимых и успешных производителей мяса птицы, ЕС, Бразилии и, конечно, России.

Развитие мясного птицеводства в США привело не только к полному обеспечению мясом данного вида всей страны, но и к устойчивому первому месту в мире по экспорту этого вида продукции.

Рост производства птичьего мяса (Табл. 2) обеспечен активным спросом населения из-за сравнительно низких потребительских цен на него (по сравнению с другими видами мяса), его высоких диетических качеств, соответствующих представлениям американцев о здоровой пище, а также из-за массового использования мяса птицы перерабатывающей промышленностью при производстве полуфабрикатов для быстрого приготовления как в домашних условиях, так и в заведениях быстрого питания.

Как было упомянуто выше, основным фактором интенсивного развития птицеводства в США стало опережающее, по сравнению с другими секторами АПК, использование вертикальной интеграции – организационных связей между производителями сырья, кормов, переработчиками и сферой реализации. Гиганты-интеграторы, координирующие и контролирующие все стадии производства мяса птицы разных видов, имеют собственные инкубаторы, убойные, перерабатывающие, а также предприятия по производству кормов. Они получают на договорной основе от фермеров бройлеров и ремонтных несушек. Яйца последних поступают в инкубаторы. Производственный контракт предусматривает поставку фермеру интегратором цыплят, кормов, обеспечение ветеринарно-санитарных и транспортных услуг. В свою очередь, фермер обязуется обеспечить трудовые ресурсы, предоставить капитал в виде помещений и оборудования, оплатить коммунальные услуги. Через 5-9 недель выращивания (в зависимости от вида птицы и конечной массы, определенной в договоре) птицу отправляют на убой, а фермер получает оплату за работу.

Особенностью рынка птичьего мяса в США является то обстоятельство, что наряду с куриным мясом высокой популярностью обладает и мясо индейки. Также США – преимущественно потребитель белого мяса и экспортер темного мяса кур. Разделение рынка куриного мяса на два совместных продукта является базой для взаимосвязи и взаимозависимости между рынками Канады и США. Канада экспортирует темное мясо и импортирует белое куриное мясо, в основном из США. Объяснение торговых потоков курятины, а именно, почему США экспортируют белое мясо – наглядно пока­зано на рисунке 3.

Итак, подчеркнем еще раз: неординарность данного рынка в том, что один из совместных продуктов выпускается для внутреннего рынка, а другой – на внешний рынок.

Производство птичьего мяса в Канаде регулируется с помощью системы управления поставками (предложения) с 1979 года. Эта система основана на трех китах:

• ограничение импорта (квоты);

• жесткий контроль производства;

• установление закупочных цен.

Предложение куриного мяса регулируется с помощью установления системы квот для производителей, так что производители должны знать свои объемы (квоты) производства и поставки своих продуктов на рынок. Производители вынуждены платить за право производить, что делает квоты на производство ценными активами.

Цены производителей определяются на уровне провинций по существующему уровню возмещения затрат на производство, причем формула их исчисления включает как производственные затраты (а это стоимость цыплят и кормов), так и маржу производи­теля.

Для поддержания стабильности предложения в Канаде система управления поставками устанавливает пределы импортных поставок некоторых видов продукции. Импорт куриного мяса представлен в специальном «Списке товаров, импорт которых контролируется» (Import Control List - ICL) не целиком, а разделенным по отдельным видам продукции, причем живые цыплята, потрошеные свежие, охлажденные или замороженные куриные тушки, подвергшиеся тепловой обработке и копченые куриные продукты входят в этот список, а куриные бульоны, продукты с куриным мясом быстрого приготовления и т.п. – нет.

Куриные продукты, которые находятся в «Списке товаров, импорт которых контролируется» (Import Control List - ICL) подлежат квотированию, в то время как не входящие в него – свободно импортируются. Есть три компонента в тарифной квоте (TRQ):

• низкая ставка пошлины (внутриквотный тариф);

• объем ввоза по той низкой тарифной ставке;

• более высокая тарифная ставка (внеквотный тариф) для импорта, ввозимого сверх квоты.

Внутриквотный тариф для куриного мяса по Североамериканскому соглашению о свободной торговле (НАФТА) равен 0%, а по соглашению ВТО он составляет 5% (Канадское агентство пограничной службы, 2009). Тарифная ставка сверх квоты для курицы составляет 238%. Для стран, подписавших соглашение НАФТА, годовая импортная квота по курам составляет 7,5% от внутреннего производства за предыдущий год, а в соответствии с соглашением о ВТО по сельскому хозяйству она составляет 5% от внутреннего потребления.

Формула исчисления стоимости произведенной продукции, производственные квоты и ограничения на импорт привели к тому, что в Канаде цены на курятину значительно выше, чем мировые. Это поставило канадских производителей-экспортеров в невыгодное положение на мировом рынке. Однако канадский рынок курятины является преимущественно рынком белого мяса, поэтому канадские производители имеют возможность продавать излишки темного мяса на международном рынке. Для того чтобы конкурировать, птицеводы Канады снижают экспортные цены до мирового уровня. Таким образом, канадские экспортные цены на куриное мясо значительно ниже, чем цены импорта курятины, хотя объемы практически идентичны. Средняя импортная цена курятины (68,3% импорта составляет белое мясо) составила в 2008 году 2.61$/kg, в то время как среднее значение экспортной цены (84,4% объема экспорта составляет темное мясо) равняется всего 1.87$/kg. Значительная разница в цене между продуктами говорит о неоднородности (гетерогенности) белого и темного видов мяса курицы.

На рисунке 4 представлены функции спроса и предложения канадского рынка мяса птицы. Недавно линия «мировая цена плюс внеквотный тариф» приблизилась к цене спроса по причине обменного курса и из-за того, что Канада поменяла санитарный статус Бразилии. Обычно правительство Канады постоянно пытается найти тот размер квоты, при которой линия спроса пересекается с предложением на уровне закупочной цены.

В США и Канаде ведется активная работа по борьбе с перепроизводством и по поддержанию цен на мясо. Основными методами регулирования при этом являются выплаты премий фирмам-экспортерам, централизованный экспорт, гарантии по кредитам экспортеров. Ежегодные ассигнования только по программам стимулирования экспорта в США составляют порядка двадцати пяти миллиардов дол­ларов. Сдерживание импорта в ЕС, США и Канаде, в соответствии с требованиями ВТО, производится преимущественно при помощи различных квот и тарифов. Так, в Канаде существует квота на импорт живых цыплят. Данная квота поддерживает производителей цыплят в Канаде. Рынок белого мяса также изолирован на отдельные сегменты из-за санитарных барьеров.

Спрос на внутреннем рынке ЕС искусственно регулируется благодаря субсидируемому экспорту куриных тушек и падает с ростом размера экспортных субсидий. Размер экспортных субсидий куриных окорочков или очень мал, или нулевой.

Предложение растет на размер квоты, хотя все импортные квоты охватывают, прежде всего, белое мясо. Внутренний рынок испытывает дефицит белого мяса, когда внутренняя цена на него становится ниже, чем мировая плюс внеквотный тариф. Практически редко реализуема ситуация с такой ценой, которая поднимается выше суммы мировой цены и внеквотного тарифа и определяет объем возможного «рынка сверх квоты». В последние годы экспортные субсидии в ЕС были очень малы.

Итак, в основном в ЕС рынок белого мяса определяет мировая цена плюс внеквотный тариф, а темного – та же мировая цена плюс размер экспортной субсидии, так как трейдер получает компенсацию субсидии.

Российский рынок представляет собой прекрасный пример автоматического переключения структуры рынка при изменении рыночных условий, что наглядно показано на рисунке 6. Если внутреннее предложение плюс внутриквотный импорт пересекает спрос при цене ниже, чем мировая цена плюс внеквотный тариф, то внутренний рынок становится дефицитным. А если выше, то идет импорт сверх квоты.

Рынок мяса птицы в Российской Федерации близок к насыщению и обладает хорошими экспортными возможностями. Большая часть производства ориентирована на производство мяса-халяль, выполняющее требования потребителей-мусульман, что увеличивает экспортные возможности в страны Азии и Африки. Птицеводство Российской Империи в 1913 году прочно удерживало третье место российского экспорта (после зерна и леса). В условиях быстрорастущих объемов производства мяса птицы в странах Единого Экономического пространства, при согласовании мер по поддержке экспорта, есть все возможности восстановления и приумножения утра­ченных позиций.

По недавнему заявлению министра сельского хозяйства РФ Н. Федорова, экспорт российского мяса птицы в 2014 году увеличится вдвое – до 100 тыс. тонн. Этот прогноз был озвучен в ходе рабочего визита в Брянскую область. Такой оптимизм поддерживается данными Росстата за январь 2014 года о том, что за первый месяц в году наша страна увеличила производство мяса птицы на 4,7% по сравнению с преды­дущим годом – до 305 тысяч тонн.

(http://1prime.ru/Agriculture/20140225/778898801.html)

Необходимо отметить, что динамика мирового производства мяса птицы напрямую зависит от эпидемиологической обстановки. Мировые пандемии, такие как птичий грипп, сальмонеллез и др. сильно сказываются на позициях стран-производителей и требуют особых мер для преодоления их последствий. Санитарные и фитосанитарные меры служат также одной из эффективных мер регулирования международной торговли и защиты внутренних рынков, в том числе и в рамках ВТО. Однако, в условиях либерализации торговли по принципам ВТО, страны, поставляющие мясо птицы в Россию, смогут и будут оспаривать стандарты России по качеству импортируемого мяса. В Суде ВТО Россия, как обвиняемая сторона, должна будет доказать обоснованность своих притязаний к качеству ввозимой продукции.


Назад в раздел