Свиноводческий сектор России / Pig and Pork Production in Russia
Свиноводческий сектор России / Pig and Pork Production in Russia
Еще фото

Автор (ы):  Олеся Лукманн, профессор Тильман Бекер / O. Luckmann, Prof. T. Becker
Организация(и):  Университет Хохенхайм, Институт сельскохозяйственной политики и маркетингаю, Штутгарт, Германия

Ключевые слова: обзор рынка, свиноводческий сектор России, продовольственная безопасность, цены на свинину, торговля

Key words: market overview, pig production, pork production, food safety, pork prices, trade

Аннотация

В данной статье рассматриваются вопросы продовольственной безопасности и обеспеченности свининой в Российской Федерации; темпы развития отечественного свиноводческого комплекса и торговые отношения со странами-экспортерами свинины и живых свиней. Произведены расчеты по обеспеченности свининой, долям ведущих предприятий на рынке РФ и приведена карта численности свиней по регионам России.

Summary

This article discusses food safety and provision of pork in the Russian Federation; rapid development of domestic pig and pork production as well as trade relations with countries exporting pork and live pigs. Calculations on availability of pork, shares of the leading companies in the Russian market and a map of pig population in the Russian regions is provided.

После присоединения России к ВТО и начала реализации послания Президента России Федеральному Собранию в декабре 2012 года свиноводческий сектор России будет развиваться по совершенно новому сценарию.

Можно выделить следующие основные направления мониторинга ситуации:

- продовольственная безопасность и обеспеченность свининой в Российской Федерации;
- темпы развития отечественного свиноводческого комплекса;
- торговые отношения со странами-экспортерами свинины и живых свиней.

По первому пункту на основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что уровень продовольственной безопасности по свинине в России должен повыситься с 74% до 100% в 2018 году. Темпы повышения уровня обеспеченности населения свининой будет зависеть только от слаженности работы производителей, российских и иностранных инвесторов, а также государственных органов Российской Федерации.

По второму пункту была проделана значительная работа с целью реализации послания Президента Российской Федерации в декабре 2012 года. По результатам работы было решено выделить на поддержку отечественного производителя свинины из федерального бюджета от 9,5 до 10 миллиардов рублей. Была введена нулевая ставка налога на прибыль для всех предприятий мясной отрасли до 2020 года (PigProgress, 2013; USDA, 2013).

Единственный камень преткновения – направление развития торговых отношений со странами-экспортерами свинины и живых свиней. Согласно посланию Президента России Федеральному Собранию в декабре 2012 года импорт мяса должен быть прекращен в 2018 году. Начиная с 2020 года, Россия должна начать экспортировать 600.000 тонн мяса. Однако, необходимо определиться со схемой взаимодействия со странами-экспортерами свинины: либо усиливать кооперацию и открывать совместные предприятия на территории России, либо создавать наиболее комфортные условия для отечественных производителей в условиях отсутствия серьезной конкуренции со стороны иностранных фирм.

Продовольственная безопасность и обеспеченность свининой в Российской Федерации

На основе данных FAOSTAT (2013) в 2009 году в Российской Федерации было произведено 2,2 миллиона тонн свинины, импорт достиг 0,7 миллионов тонн и экспорт – 52,0 тыс. тонн при отсутствии официально зарегистрированных запасов в хранилищах. Таким образом, доля импорта на внутреннем рынке составила 26%, что говорит о способности отечественного производителя обеспечить продовольственную безопасность страны на 74%. В 2012 году потребление свинины на душу населения составило 23,5 кг, что на 19% больше по сравнению с 2009 годом (TopAgrar 2013a).

Россияне в 2012 году потребили свинины на 16% меньше, чем в Германии, где показатель потребления свинины на душу населения составил 39 кг. Интересен тот факт, что до 1990х годов ФРГ была нетто-импортером свинины, но путем преобразований в отрасли и обдуманной политики поддержки экспорта и собственного производителя смогла достичь показателя продовольственной безопасности по свинине в 115 % в 2011 году (Wildhorst, 2011).

Важнейшим фактором улучшения ситуации по обеспеченности населения свининой является развитие отечественного свиноводческого комплекса в каждом регионе Российской Федерации.

Развитие отечественного свиноводческого комплекса

Следует отметить, что концентрация свиней в регионах России достаточно неравномерна, что позволяет говорить о кризисной ситуации в свиноводческом комплексе отдельных регионов Российской Федерации, таких как Магаданская область, Республика Карелия, Алтайский Край, Астраханская Область, Камчатка, Сахалин и Ивановская область, где общая численность свиней не достигает и 20 тысяч штук (Рис. 1).

Свиноводческий сектор развит на западе и юго-западе Российской Федерации. В Татарстане, Краснодарском крае и Белгородской области популяция свиней в 2010 году достигла 709 тыс. штук, 1 млн штук и 2,1 млн. штук соответственно, что составляет 4%,6% и 12% от общей популяции свиней в Российской Федерации.

Свиноводческий сектор в Российской Федерации сильно фрагментирован. В 2012 году трем ведущим фирмам, занимающимся убоем скота принадлежало 23% российского рынка свинины на убой, в 2011 году их доля составляла всего лишь 19%. Среди них Агрохолдинг Мираторг, ООО ГК „Белогорье“ и Группа Черкизово (Табл. 1).

Агрохолдинг «Мираторг», в чьей собственности находятся свинофермы и убойные цеха в Курской, Белгородской и Брянской области и являющийся крупнейшим производителем комбикормов и свинины в России, планирует наращивание производственных мощностей в ближайшие годы. В 2013 году планируется увеличить производство до 363 тыс. тонн. Это означает увеличение убоя на 50% (86,5 тыс. тонн) только в первом квартале 2013 года. Учитывая тот факт, что только в 2012 году предприятие увеличило убой свинины на 66% по сравнению с 2011 годом, при активной поддержке государства цель вполне достижимая. (TopAgrar, 2013b; SUS, 2013).

Остальным фирмам необходимо разрабатывать и реализовывать собственные стратегии развития, которые позволят им устойчиво развиваться в условиях возрастающей конкуренции со стороны не только лидеров отечественного свиноводческого сектора, но и приходящих на рынок иностранных производителей.

В независимости от развития отношений со странами-экспортерами свинины и живых свиней, интересы потребителей должны ставиться в основу торговой политики Российской Федерации. По итогам 2012 года торговая наценка фирм, продающих свинину конечному потребителю, составляла большую часть цены на свинину в Российской Федерации. Поэтому вопрос о том, с чем же надо в первую очередь бороться, с высокой наценкой торговых сетей или импортом из-за границы, кажется риторическим (Табл. 2).

Торговые отношения со странами-экспортерами свинины и живых свиней

До начала 2013 года ситуация на рынке импорта мяса свинины в России развивалась без отклонений от наметившихся в 1990 годы трендов (График 1). Торговые отношения с ведущими странами-экспортерами свинины и живых свиней, такими как США, ФРГ и Канада начали развиваться непросто с начала 2013 года. Импорт мяса из Германии и США в Российскую Федерацию с февраля 2013 года из-за проблем с применением антибиотика тетрациклина запрещен. В настоящее время ведутся переговоры по урегулированию внешней торговли, но результат пока неясен.

Ввиду сложившейся ситуации западные фирмы начинают открывать предприятия на территории Российской Федерации. Немецкая компания Тоннис планирует открытие 30 свиноводческих ферм в ближайшие годы в Белгородской области и убойного завода с производительностью 300 свиней в час на территории Воронежской области (TopAgrar 2012b).

Данные планы действий являются реакцией на новую торговую политику Российской Федерации в области мяса и живых животных. Торговая политика меняется каждые 5-10 лет в любой стране в соответствии с избранной ею стратегией развития. Например, Канада пересмотрела отношения со своими торговыми партнерами невероятно вследствие расторжения в 2008 году многолетнего торгового союза по откорму и экспорту поросят по вине США. Применение санитарных барьеров распространено в международной практике тоже достаточно широко, и Россия, имеющая более строгие, чем в остальном мире требования по применению антибиотиков, вправе пользоваться этими барьерами. Однако, стоит пересмотреть меры санитарного контроля и на отечественных предприятиях. Особенно ввиду разразившейся еще в мае 2013 года и не утихающей до сих пор свиной чумы в Белгородской области и Краснодарском крае. Контроль качества упаковки и хранения мясной продукции тоже должен быть улучшен. Нередки случаи заболевания гельминтами у граждан Российской Федерации ввиду употребления неправильно упакованных и хранящихся мясных продуктов. Вышеуказанные проблемы тоже нередки на территории западных стран, но они решаются в течении одного месяца, если не быстрее. Местные органы защиты потребителей работают быстро, так как имеют все полномочия для выявления, предупреждения и наказания неблаговидных производителей, импортеров и продавцов.

В заключение следует отметить, что у Российской Федерации при условии наведения порядка на внутреннем рынке и успешном взаимодействии и кооперации с соседними странами, вне зависимости от выбора стратегии ведения торговой политики, есть все предпосылки полностью обеспечить себя свининой до 2018 года. Вопрос лишь только в качестве, товарном виде и цене того мяса, которое будут есть ее граждане.

Литература

1. Kovalev, Y. (2012): Pig Production in Russia. In: EEP CONGRESS 2012, Pig Production in the Baltic Region – Chances and Challenges. Online im Internet: http://www.pigproducer.net/uploads/media/3_Jurij-Kovalev_.pdf. Accessed on 01.08.2013.

2. MCX (2013): Entwicklung ausgewählter Preise der wichtigsten landwirtschaftlichen Erzeugnisse und Lebensmittel. Online im Internet: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/v7_show/169.1.2005.htm. Accessed on 01.08.2013.

3. FAOSTAT (2013): Livestock and Fish Primary Equivalent. In: Food Balance Sheets. Online im Internet: http://faostat.fao.org/site/617/default.aspx#ancor. Accessed on 01.08.2013.

4. ISN (2013): Ranking der größten schweinehaltenden Betriebe. Online im Internet: http://www.schweine.net/russland_ranking_der_groessten_schweinehaltenden_b.html. Accessed on 01.08.2013.

5. ITC (2013): TRADE MAP, Trade statistics for international business development. In: Trade statistics. Online im Internet: http://www.trademap.org/Index.aspx. Accessed on 01.08.2013.

6. Pig Progress (2013): Russian pig farmers cannot repay loans. In: growing/finishing – Pig Progress. Online im Internet: http://www.pigprogress.net/Growing-Finishing/General/2013/2/Russian-pig-farmers-cannot-repay-loans-1.... Accessed on 01.08.2013.

7. Stegen, E. (2013): Importnachfrage für Schweinefleisch und Schweine in Russland. Bachelorarbeit. University of Hohenheim. Stuttgart.

8. SUS (2013): Fleischgigant Miratorg (RUS) auf Wachstumskurs. In: Meldungen – SUS online. Online im Internet: http://www.susonline.de/meldungen/markt/Fleischgigant-Miratorg-RUS-auf-Wachstumskurs-1128392.html. Accessed on 12.07.2013.

9. Top Agrar (2012a): Schweinefleischexporte Brasiliens kommen nur langsam in Tritt. In: Markt – Top Agrar online. Online im Internet: http://www.topagrar.com/news/Markt-News-Schweinefleischexporte-Brasiliens-kommen-nur-langsam-in-Trit.... Accessed on 01.08.2013

10. Top Agrar (2012b): Tönnies‘ Betrieb in Russland nimmt Fahrt auf. In: Schwein – Top Agrar online. Online im Internet: http://www.topagrar.com/news/Schwein-News-Toennies-Betrieb-in-Russland-nimmt-Fahrt-auf-847414.html. Accessed on 01.08.2013

11. USDA (2013): Russian Federation, Livestock and Products Semi-annual, 2013 Livestock Semi-annual Report. In: USDA Foreign Agricultural Service, GAIN Report. Online im Internet: http://gain.fas.usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Livestock%20and%20Products%20Semi-annual_Mosco.... Accessed on 01.08.2013.

12. Wildrohst, H. (2011): Analyse zu Strukturen und Entwicklung in der Schweine- und Sauen-haltung in Deutschland. Strukturforschung und Planung Universität Vechta. Vechta. p. 10.


Назад в раздел